В реальной учебной практике наиболее удобно использовать классификацию технологий обучения Г. Ю. Ксензовой. Она выделяет три группы педагогических технологий:
- технологии объяснительно-иллюстративного обучения; - личностно ориентированные технологии обучения:
- технологии «полного усвоения знаний,
- разноуровневого обучения,
- коллективного взаимообучения,
- модульного обучения,
- педагогические мастерские» и др.
- технологии развивающего обучения.
Структура урока – это его внутреннее строение, состав, последовательность отдельных элементов, направленных на реализацию его основной, дидактической цели.
Примеры структурирования уроков:
- уроки формирования новых знаний (умений); - сообщение темы и цели урока; - ответы на вопросы учащихся; - проверка домашнего задания; - проверка усвоения нового материала; - изложение нового материала; - дополнительные разъяснения; - самостоятельная работа учащихся; - выдача домашнего задания.
Типы уроков:
- уроки изучения новых знаний; - уроки формирования новых умений; - уроки систематизации и обобщения; - уроки контроля и коррекции знаний, умений; - уроки практического применения знаний, умений; - комбинированные (смешанные) уроки.
Уроки систематизации и обобщения:
- сообщение темы и цели урока; - мотивация учебной деятельности; - систематизация и обобщение ранее изученного материала - подведение итогов; - выдача домашнего задания.
Нетрадиционные уроки:
- уроки «погружения»;
- уроки деловые или ролевые игры;
- уроки пресс-конференции и конференции;
- уроки-семинары;
- уроки-экскурсии;
- уроки соревнования и конкурсы;
- театрализованные уроки;
- уроки консультации и зачеты;
- компьютерные уроки;
- уроки с групповыми формамиработы;
- уроки взаимообучения учащихся;
- уроки творчества и фантазии;
- уроки-аукционы;
- уроки, которые ведут учащиеся;
- уроки сомнений и поиска истины;
- уроки творческие отчеты;
- уроки-формулы;
- бинарные уроки;
- уроки обобщения;
- уроки-игры: «Суд»;
- «Следствие, ведут знатоки»;
- «Поле чудес»; «КВН»;
- уроки-парадоксы;
- уроки-концерты;
- уроки диалоги и полилоги;
- интегральные уроки;
- межпредметные уроки;
- уроки круговой тренировки и др.
Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения — они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга. Вот наиболее разработанные из них:
- классификации методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.):
а) словесные б) наглядные в) практические
- по характеру деятельности обучаемых ( И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин):
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод б) репродуктивный метод в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод,
- по дидактическим целям (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- по дидактическим задачам ( М. А. Данилов и Б. П. Есипов):
а) методы приобретения новых знаний б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике в) методы по применению знаний на практике г) методы закрепления д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Таблица классификации методов обучения:
I. Общие методы обучения
|
II. Классификация методов обучения по источнику знаний
|
III. Классификация методов обучения по степени активности и самостоятельности уч-ся
|
Объяснение Рассказ Беседа
|
- словесные /слово/
|
1. Объяснительно-иллюстративные - формирование совсем новых знаний.
|
Показ
Демонстрация
|
- наглядные /образ/
|
2. Репродуктивные - формирование умений применять знания
3. Проблемные - формирование знаний
|
Эксперимент
Упражнения
|
- практические /действие/
|
4. Частично-поисковый
Формирование умений добывать знания
5. Исследовательские
То же на более высоком уровне
|
Элементы внешней структуры урока
|
Элементы дидактич. структуры урока
|
Содержание деятельности мастера
|
Содержание деятельности учащихся
|
Вводный инструктаж
|
Целевая установка
Актуализация знаний и опыта уч-ся
Формирование ориентировочной деятельности уч-ся
|
Сообщение темы и разъяснение цели урока, т.е. что будут делать уч-ся, чему научатся в результате урока. Демонстрация образцов, наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов и т.д.
Опрос уч-ся по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения. Повторение сведений из специальных предметов по теме урока. Предложения учащимся воспроизвести ранее освоенные темы и способы работы.
Показ и объяснение приемов, способов и технологии выполнения предстоящей на уроке деятельности уч-ся. Объяснение правил обслуживания оборудования, пользования инструментами, приспособлениями, оснасткой. Разъяснение способов контроля и самоконтроля, организации труда, безопасных правил выполнения работы.
|
Восприятие разъяснений мастера, демонстраций трудовых приемов; вопросы к мастеру, ответы на его вопросы.
Ответы на вопросы мастера, повторение теоретических сведений, правил, требований; воспроизведение изученных приемов и способов работы; разбор технической и инструктивной документации.
Восприятие показа и объяснений мастера, рекомендаций инструкционных и технологических карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий. Самостоятельное определение технологической последовательности, способов и режимов выполнения задания.
|
Основная часть урока: упражнения (самостоятельная работа уч-ся)
|
Формирование (отработка) новых способов действия
Применение (закрепл. развитие, углублен.) освоенных способов действия
|
Организация и руководство упражнениями в выполнении приемов. Организация и руководство упражнениями в выполнении операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование уч-ся; повторный показ и объяснение приемов на рабочем месте уч-ся. Приучение уч-ся к использованию документации письменного инструктир. в ходе выполнения учебно-производственных заданий.
Организация проведения и руководство упражнен. уч-ся в выполнении трудовых процессов. Организация проведения и руководство упражнен. уч-ся по управлен. технологич. процессами. Обеспеч.качества и производительн.учебно-производств.труда уч-ся; побуждение уч-ся к самостоятельности и самоконтролю в работе; стимулиров. и поощрен. творческого подхода уч-ся к выполн. уч.-произв.заданий
|
Отработка отдельных (новых) приемов и способов выполнения изучаемой операции или новой работы. Отработка правильных способов выполнения операции в целом, способов самоконтроля хода и результатов работы.
Освоение способов применения профессиональных знаний, умений и навыков при выполнении разнообразных, постепенно усложняющихся уч.-производственных работ характерных для профессии. Накопление производственного опыта и совершенство профессионального мастерства. Развитие творческих способностей, технич.мышления, самостоятельности, культуры труда.
|
Заключит. инструктаж
|
Подведение итогов
|
Подведение учебно-производственных итогов урока
|
Самоанализ итогов урока
|
|