Витебский Государственный профессиональный лицей №1

машиностроения им. М.Ф. Шмырева

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Классификация технологий обучения

E-mail Печать PDF

В реальной учебной практике наиболее удобно использовать классификацию технологий обучения  Г. Ю. Ксензовой. Она выделяет три группы педагогических технологий:

- технологии объяснительно-иллюстративного обучения;
- личностно ориентированные технологии обучения:

  • технологии «полного усвоения знаний,
  • разноуровневого обучения,
  • коллективного взаимообучения,
  • модульного обучения,
  • педагогические мастерские» и др.

- технологии развивающего обучения.

Структура урока – это его внутреннее строение, состав, последовательность отдельных элементов, направленных на реализацию его основной, дидактической цели.

Примеры структурирования уроков:

- уроки формирования новых знаний (умений);
- сообщение темы и цели урока;
- ответы на вопросы учащихся;
- проверка домашнего задания;
- проверка усвоения нового материала;
- изложение нового материала;
- дополнительные разъяснения;
- самостоятельная работа учащихся;
- выдача домашнего задания.

Типы уроков:

- уроки изучения новых знаний;
- уроки формирования новых умений;
- уроки систематизации и обобщения;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений;
- уроки практического применения знаний, умений;
- комбинированные (смешанные) уроки.

Уроки систематизации и обобщения:

- сообщение темы и цели урока;
- мотивация учебной деятельности;
- систематизация и обобщение ранее изученного материала
- подведение итогов;
- выдача домашнего задания.

Нетрадиционные уроки:

  • уроки «погружения»;
  • уроки деловые или ролевые игры;
  • уроки пресс-конференции и конференции;
  • уроки-семинары;
  • уроки-экскурсии;
  • уроки соревнования и конкурсы;
  • театрализованные уроки;
  • уроки консультации и зачеты;
  • компьютерные уроки;
  • уроки с групповыми формамиработы;
  • уроки взаимообучения учащихся;
  • уроки творчества и фантазии;
  • уроки-аукционы;
  • уроки, которые ведут учащиеся;
  • уроки сомнений и поиска истины;
  • уроки творческие отчеты;
  • уроки-формулы;
  • бинарные уроки;
  • уроки обобщения;
  • уроки-игры: «Суд»;
  • «Следствие, ведут знатоки»;
  • «Поле чудес»; «КВН»;
  • уроки-парадоксы;
  • уроки-концерты;
  • уроки диалоги и полилоги;
  • интегральные уроки;
  • межпредметные уроки;
  • уроки круговой тренировки и др.

Классификация методов обучения это упорядоченная по определенному  признаку  их система. В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения — они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга. Вот наиболее разработанные из них:

- классификации методов обучения по источнику знаний   (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.):

а) словесные
б) наглядные
в) практические

- по характеру деятельности обучаемых  ( И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин):

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный  метод
б) репродуктивный  метод
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод,

- по дидактическим целям (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

- по дидактическим задачам ( М. А. Данилов и Б. П. Есипов):

а) методы приобретения новых знаний
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике
в) методы по применению знаний на практике
г) методы закрепления
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Таблица классификации методов обучения:

I. Общие методы обучения

II. Классификация методов обучения по источнику знаний

III. Классификация методов обучения по степени активности и самостоятельности уч-ся

Объяснение
Рассказ
Беседа

- словесные /слово/

1. Объяснительно-иллюстративные - формирование совсем новых знаний.

Показ


Демонстрация

- наглядные /образ/

2. Репродуктивные - формирование умений применять знания

3. Проблемные - формирование знаний

Эксперимент


Упражнения

- практические /действие/

4. Частично-поисковый

Формирование умений добывать знания

5. Исследовательские

То же на более высоком уровне

Элементы внешней структуры урока

Элементы дидактич.
структуры урока

Содержание деятельности мастера

Содержание деятельности учащихся

Вводный инструктаж

Целевая установка




Актуализация знаний и опыта уч-ся



Формирование ориентировочной деятельности уч-ся



Сообщение темы и разъяснение цели урока, т.е. что будут делать уч-ся, чему научатся в результате урока. Демонстрация образцов, наглядных пособий, кинофильмов, диафильмов и т.д.

Опрос уч-ся по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения. Повторение сведений из специальных предметов по теме урока. Предложения учащимся воспроизвести ранее освоенные темы и способы работы.

Показ и объяснение приемов, способов и технологии выполнения предстоящей на уроке деятельности уч-ся. Объяснение правил обслуживания оборудования, пользования инструментами, приспособлениями, оснасткой. Разъяснение способов контроля и самоконтроля, организации труда, безопасных правил выполнения  работы.

Восприятие разъяснений мастера, демонстраций трудовых приемов; вопросы к мастеру, ответы на его вопросы.


Ответы на вопросы мастера, повторение теоретических сведений, правил, требований; воспроизведение изученных приемов и способов работы; разбор технической и инструктивной документации.


Восприятие показа и объяснений мастера, рекомендаций инструкционных и технологических карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий. Самостоятельное определение технологической последовательности, способов и режимов выполнения задания.

Основная часть урока: упражнения (самостоятельная работа уч-ся)

Формирование (отработка) новых способов действия






Применение (закрепл. развитие, углублен.) освоенных способов действия

Организация и руководство упражнениями в выполнении приемов. Организация и руководство упражнениями в выполнении операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование уч-ся; повторный показ и объяснение приемов на рабочем месте уч-ся. Приучение уч-ся к использованию документации письменного инструктир. в ходе выполнения учебно-производственных заданий.

Организация проведения и руководство упражнен. уч-ся в выполнении трудовых процессов. Организация проведения и руководство упражнен. уч-ся по управлен. технологич. процессами. Обеспеч.качества и производительн.учебно-производств.труда уч-ся; побуждение уч-ся к самостоятельности и самоконтролю в работе; стимулиров. и поощрен. творческого подхода уч-ся к выполн. уч.-произв.заданий

Отработка отдельных (новых) приемов и способов выполнения изучаемой операции или новой работы. Отработка правильных способов выполнения операции в целом, способов самоконтроля хода и результатов работы.



Освоение способов применения профессиональных знаний, умений и навыков при выполнении разнообразных, постепенно усложняющихся уч.-производственных работ характерных для профессии. Накопление производственного опыта и совершенство профессионального мастерства. Развитие творческих способностей, технич.мышления, самостоятельности, культуры труда.

Заключит. инструктаж

Подведение итогов

Подведение учебно-производственных итогов урока

Самоанализ итогов урока



 

Создадим будущее вместе

WEB - ресурс по энергосбережению.